Кинофильм 'Малыш Кенкен' захватил основной приз кинофестиваля в Норвегии

ТРОМСЁ, 18 янв -, Анастасия Яконюк. Картина «Малыш Кенкен» французского режиссера Брюно Дюмона получила основной приз «Аврора» на международном кинофестивале TIFF в норвежском городке Тромсё, российский «Левиафан» остался без наград, докладывает корреспондент с церемонии закрытия фестиваля.

Интернациональный кинофестиваль TIFF - наикрупнейший фестиваль художественного и документального кино в Норвегии, проводится с 1991 года. В програмку кинофестиваля в этом году вошли около 120 художественных и документальных картин режиссеров из приблизительно 40 государств мира. В конкурсной програмке участвуют лишь премьеры крайнего года. Жюри распределяет 5 наград, в том числе основной приз, а зрители выбирают собственного победителя.

«Аврора» для «Малыша»

Картина известного француза Брюно Дюмона, два раза лауреата Каннского фестиваля, соединяет в для себя разные жанры киноискусства, включая элементы комедии, драмы и детектива. Летние каникулы для деток и подростков из северного французского города омрачены серией загадочных преступлений, с которыми приходится столкнуться местным жителям, таковым как Кенкен. Основной герой постоянно готов отдать отпор хоть какому конкуренту, но конкретно в эти каникулы мальчугану и его друзьям предстоит узреть жизнь в новеньком свете.

Почти все критики ассоциируют «Малыш Кенкен» с культовым телесериалом «Твин Пикс», отмечая явный гротеск в видах героях, также философский подтекст.

Дюмон считается создателем шокирующих, эпатажных картин, в каких часто играют непрофессиональные актеры. На этот раз, как отмечают критики, он снял комедию для широкого массового зрителя, при этом полотно кинофильма соткано из мини-сериала. Российскому зрителю французский режиссер отлично знаком по драме «Камилла Клодель, 1915», повествующей о заточении в чокнутом доме известного архитектора Камиллы Клодель, любовницы Огюста Родена и сестры поэта Поля Клоделя.

Заслугами норвежского фестиваля в этом году были также отмечены кинофильм датского режиссера Джошуа Оппенхаймера «Взгляд молчания», норвежская документальная работа «Я - Куба». Приз зрительских симпатий достался документальной картине Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо «Соль земли», действие которой разворачивается сердечко Амазонии, тропических зарослях Западного Папуа, болотах региона Пантанал в Бразилии, также на полуострове Врангеля в Северном Ледовитом океане.

Двенадцать претендентов и «Левиафан»

В этом году в конкурсной програмке фестиваля участвовали 12 работ из Чили, США, Франции, Израиля, Эстонии, Аргентины, Киргизии и остальных государств. Россию представляла нашумевшая еще до выхода на большой экран картина Андрея Звягинцева «Левиафан», оставшаяся на этот раз без призов. Ранее стало понятно, что кинофильм Звягинцева стал лауреатом премии «Золотой глобус» в номинации «Лучший забугорный фильм». Не считая того, «Левиафан» вошел в число номинантов на премию «Оскар» в номинации «Лучший кинофильм на иностранном языке».

«Левиафан» - это шедевр! Для нас это история о России, снятая практически рядом с нами (кинофильм снимался в Мурманской области, которая граничит с Норвегией). Это лента о острых соц дилеммах, о которых нам не много понятно", - произнесла директор кинофестиваля Марта Отте, отметив, что российская кинолента будет показываться в норвежских кинозалах.

Звягинцева в Тромсё отлично знают и обожают - два года назад престижный приз FIPRESCI (интернациональной федерации кинопрессы) на фестивале получила его картина «Елена». Как поведал координатор кинофорума Игорь Шайтанов, несколько показов этого кинофильма на фестивале собрали полные залы. «Здесь много русской публики, но большая часть, естественно, иностранцы. Россияне и норвежцы, на мой взор, по-разному оценивают эту картину. Норвежцы не так глубоко соображают реалии российской действительности», - произнес он.

Российский упор

Фестиваль обычно делает упор на российском синематографе, отмечает Шайтанов. Норвежские зрители узрели киноленту «Дурак» Юрия Быкова, российско-американский кинофильм «Красная армия» Гейба Польски, мурманские документалисты представили свою работу «Три года до осени» о событиях Великой Отечественной войны на севере.

«Российское кино - это часть истории фестиваля, концепции для его развития. Мы много годов назад, когда закончилась 'прохладная война', взяли на себя ответственность - открыть дверь к соседям, быть посредниками меж Западом и Востоком. Это страна с богатой синематографической историей, и это принципиально для нас», - считает директор фестиваля Отте.

Из-за катастрофических событий во Франции во внеконкурсную програмку фестиваля был включен документальный кинофильм 2008 года «Тяжело, когда тебя обожают идиоты», который посвящен проходившему в феврале 2007-го судебному разбирательству по делу о публикации серии карикатур на пророка Мухаммеда в сатирическом еженедельнике Charlie Hebdo.