Французский сатирический журнальчик Charlie Hebdo выпустил номер, посвященный жертвам нападения на парижскую редакцию журнальчика. На обложке выпуска - изображение пророка Мухаммеда. Большая часть мусульман считают, что графические изображения основоположника ислама запрещены - но так ли это исходя из убеждений истории?
Ежели отвлечься на время от обсуждения вопросца, оскорбительно ли для верующих сатирическое изображение пророка, существует отдельная и непростая дискуссия о том, запрещает ли ислам в принципе любые графические образы Мухаммеда.
Для большинства мусульман таковой запрет абсолютен: изображения Мухаммеда и всех других пророков в исламской вере непременно запрещены и числятся идолопоклонством.
Этот запрет существует во почти всех исламских странах. Исторически исламское изобразительное искусство основано на геометрических либо каллиграфических мотивах не имеет фигуративных качеств.
Мусульмане традиционно приводят суру в Коране, в какой пророк Ибрахим спрашивает: «Что это за изваяния, которым вы поклоняетесь?» На что ему отвечают: «Мы знаем, что наши отцы поклонялись им». Ибрахим ответил им: «Так означает, и вы, и ваши отцы очевидно заблуждались».
Но, как показывает доктор Мона Сиддики из Эдинбургского института, в Коране отсутствует прямой запрет на изображение пророка. Запрет появился на базе исследования хадисов - отдельных сказаний о жизни и высказываниях Мухаммеда, собранных опосля его погибели.
Сиддики показывает на бессчетные изображения Мухаммеда, сделанные мусульманскими живописцами в период существования Татарской и Османской империй. В неких из их лицо пророка укрыто, но не подлежит сомнению, что это он. Как считает историк, живописцы вдохновлялись глубочайшим религиозным чувством.
«В большинстве случаев эти изображения создавались не ради идолопоклонства, а в силу любви и уважения», - говорит ученый.
В которой же момент изображения Мухаммеда стали считаться запретными, либо «харам»?
По словам Кристины Грубер, доктора исламского искусства в Институте штата Мичиган, почти все такие изображение, которые относятся к XIV веку, предназначались лишь для личного потребления.
«Часто это были предметы роскоши, создававшиеся для состоявшихся людей и хранившиеся в их библиотеках», - говорит она. Некие из иллюстраций представляют собой миниатюры с изображениями персонажей из Корана.
Обширное распространение книгопечатания в конце XVIII века поставило ислам в сложное положение, говорит Грубер. Европейская колонизация почти всех государств исламского мира, также распространение христианства и остальных западных идеологий также сыграли свою роль.
Ислам отреагировал на это подчеркиванием собственных различий от христианства, которое постоянно опиралось на традицию общественной иконографии. Изображения Мухаммеда стали исчезать из обращения, а имамы вели все наиболее активную борьбу с идолопоклонством.
Но имам Кари Азим из мечети Макка в Лидсе, одной из больших в Британии, отрицает, что отношение к изображениям пророка изменялось в течение истории. Он утверждает, что возникновение хадисов, которые содержат запреты на изображения живых созданий, обязано восприниматься в качестве автоматического запрета на изображение Мухаммеда.
По его словам, средневековые изображения должны интерпретироваться в их историческом контексте: «Большая часть этих изображений относятся к вознесению пророка в рай, когда Мухаммед изображается верхом на лошади».
Азим отрицает, что эти изображения являются портретами пророка Мухаммеда. По его словам, сюжеты этих изображения нередко неясны.
Доктор Хью Годдар, директор Алвалидского центра по исследованию ислама в современном мире при институте Эдинбурга, с таковой точкой зрения не согласен и считает, что отношение ислама к изображениям пророка не раз изменялось.
«Ни Коран, ни хадисы не владеют единодушием по этому вопросцу. В следующие века посреди разных мусульманских общин существовали различные представления по этому поводу», - говорит историк.
Арабский богослов Мухаммад ибн Абд Ваххаб, который считается основоположником ваххабитского учения, принятого посреди суннитов в Саудовской Аравии, сыграл ведомую роль в этом вопросце.
«При нем споры стали еще наиболее ожесточенными. Посреди ваххабитов было всераспространено враждебное отношение к идее поклонения чему-либо, не считая Аллаха, включая и самого пророка. За крайние 200-300 лет взоры на это вопросец не один раз менялись», - говорит Годдар.
Ситуация со скульптурными либо другими трехмерными изображениями пророка была постоянно куда наиболее определенной. Для неких мусульман, отмечает Годдар, отвращение к изображениям пророка распространялось на отказ принимать любые изображения живых созданий, как людей, так и животных.
Но таковой запрет существовал не везде - к примеру, почти все мусульмане-шииты придерживаются несколько другой точки зрения. По словам бывшего имама Хассана Юсефи Эшкавари из Ирана, сейчас живущего в Германии, даже в наши дни в домах почти всех иранских шиитов можно отыскать изображения пророка Мухаммеда.
«Религиозных запретов на такие изображения никогда не было, их можно узреть в магазинах и в домах. Они не числятся оскорбительными ни с религиозной, ни с культурной точек зрения», - отмечает он.
Различия в подходе к этому вопросцу можно связать с традиционными расхождениями меж суннитами и шиитами. Но, по мнению Грубер, те, кто считает, что таковой запрет существовал вначале в протяжении всей истории ислама, неправы.
Но почти все мусульмане не согласны с таковой позицией.
«Коран молчит по этому поводу, - говорит доктор Азам Таммими, прошлый глава Института исламской политической мысли. - Но все исламские власти сходятся в том, что пророк Мухаммед и все другие пророки являются идеальными и безгреховными фигурами, и потому не могут подвергаться никакому осмыслению, в особенности, ежели оно может привести к неуважению к пророку».
Его не уверяют доводы в том, что в средние века существовали изображения пророка, и это может указывать на то, что абсолютного запрета тогда не было.
«Наверняка уже тогда такие изображения подвергались осуждению богословов», - говорит он.
Джон Мак-Манус, Би-би-си