Классика аниме: Акира. Рецензия на аниме-фильм 'Акира'

Акира

В 1988 году Токио был уничтожен взрывом, который стал началом третьей мировой войны. За прошедшие с тех пор три десятилетия на развалинах японской столицы был воздвигнут новейший крупный город, Нео-Токио. Во время стычки молодежных байкерских группировок дети натыкаются на странного мальчугана с сероватой кожей и старческими морщинами, которого преследует армейское подразделение. Пытаясь скрыться, ребенок употребляет телекинез, и это активирует сокрытые экстрасенсорные возможности байкера по имени Тецуо. Армейские врачи доставляют обоих на свою базу и начинают ставить над Тецуо опыты. Тем временем Канеда, предводитель байкеров и старенькый друг Тецуо, заводит дружбу с женщиной из антиправительственной повстанческой группировки и готовится высвободить товарища, стремительно превращающегося в супермена.

Создатель «Акиры» Кацухиро Отомо - большой фанат японского комикс-сериала 1950-1960-х «Железный человек № 28», 1-го из ранешних представителей жанра «большие роботы». Потому по кинофильму разбросаны отсылки к «Человеку»: имена «Сётаро Канеда» и «Сикисима», число 28 и т.д.

Посреди классических аниме-лент вышедший в 1988 году «Акира» занимает особенное место. Это не попросту этапное достижение японской анимации - это картина, которая в значимой мере сделала интернациональный аниме-фандом. Так как когда зрители Америки, Европы, а позже и России ее лицезрели, они соображали: в наиблежайшие годы, а то и десятилетия они не дождутся ничего подобного от аниматоров собственных государств. И «Акира» уверял их ближе приглядеться к массовой культуре страны, выпускающей «мультики», где на седьмой минутке в упор расстреливают собаку, на 28-й минутке пробуют изнасиловать даму (предварительно сорвав с нее одежду), а в финале разносят в клочья крупный город. Русалочки здесь не прогуливаются!

Справедливости ради нужно огласить, что «Акира» далековато не исчерпывается насилием, ожесточенным и потрясающим даже по меркам современных компьютеризированных бестселлеров (что уж говорить о фильмах 1980-х!). Живописец комиксов Кацухиро Отомо пару лет экспериментировал с легшими в базу «Акиры» идеями в наиболее умеренных проектах, до того как в 1982 году отважился начать публикацию собственного самого существенного и эпического произведения. И его опыты окупились с лихвой - издававшийся вплоть до 1990 года «Акира» вышел не только лишь длинноватой (около 2000 графических страничек), да и всеобъятной эпопеей в жанре «мрачный футуризм», который традиционно именуют «киберпанком».

Для «Акиры» крайнее слово не подступает - компы и виртуальная действительность не играют в его повествовании сколь-нибудь важной роли. Но «Акира» - это точно «панк», меркантильный и пессимистичный взор на будущее, в каком прогресс наделяет властью мерзавцев и выбрасывает на обочину всех, кто не родился с золотой ложкой (либо с золотыми палочками). Коррумпированные власти, злоупотребляющие орудием полицейские и военные, садистские опыты над детками, насквозь прогнившая система образования, свирепствующие молодежные группировки, цветущие религиозные культы… Нео-Токио технически продвинут, но жить в таком месте захотит лишь мазохист.

До «Акиры» актеров озвучания в аниме-индустрии записывали опосля завершения анимации. Потому голоса персонажей были только приблизительно синхронизированы с движениями губ на экране. «Акира» делался в обратном порядке - поначалу запись голосов, а уже позже рисование ртов, чтоб синхронизация была как можно наиболее четкой

Параллельно с работой над комиксом Отомо трудился над несколькими анимационными проектами, и когда ему предложили экранизировать «Акиру» (в то время еще далековато не законченного - рядовая практика для японской анимации), живописец настоял на том, что он сам напишет сценарий и сам поставит бескомпромиссную полнометражную ленту. Зная изнутри, как работает аниме-индустрия, Отомо чрезвычайно боялся отдавать свое детище в чужие, может быть, халтурные руки. Чтоб обеспечить затребованный рекордный бюджет в 1,1 млрд иен (11 миллионов баксов), ведущим японским медиакомпаниям (издатель Kodansha, производитель игрушек и видеоигр Bandai, дистрибьютор Toho, телекомпания Mainichi Broadcasting System, аниме-студия Tokyo Movie Shinsha и остальные) пришлось сделать комитет-консорциум специально для сотворения «Акиры». С течением времени такие комитеты стали обыкновенной практикой.

Некие фрагменты «Акиры» были нарисованы при помощи компов. А именно, на компе был сотворен трехмерный осциллограф, показывающий в кинофильме пульсацию парапсихического поля Тецуо

Когда сравниваешь получившийся в итоге кинофильм с основным западным киберпанковским шедевром 1980-х, «Бегущим по лезвию», в глаза сходу кидается, как видение Отомо выразительно свободнее, чем видение Ридли Скотта. Там, где Скотт только намекает на мир грядущего и дает зрителям домыслить показанные на экране фрагменты, живописцы Отомо разворачивают детально прорисованные панорамы и без утомились меняют пейзажи и места деяния. Боевые же сцены 2-ух картин даже ассоциировать нелепо. «Акира», как уже говорилось, - это экшн на уровне современных бестселлеров, и на фоне его кромсающих город схваток меж армией и сверхмощным телекинетиком Тецуо бледнеют как «Бегущий по лезвию», так и снятый десятилетие спустя «Терминатор 2». При всем этом кинофильм не мучается от неубедительных эффектов, так как в нем все идиентично нарисовано и все идиентично внушительно (либо неубедительно - глядя как серьезно вы относитесь к анимации).

Превращая комикс в кинофильм, Отомо избавился от большей части политических «загогулин» оригинала и от пары главных персонажей, которые или совсем пропали, или засветились только в крошечных камео (а именно, политик по прозвищу «Крыса» и предводитель религиозного культа Мияко). Даже большой герой Акира - ребенок, чья парапсихическая сила превратила его в бессмертное божество и убила старенькый Токио, - возник всего в пары сценах. Это сделало финал картины обескураживающе «бого-из-машинным» (в буквальном и фигуральном смысле слова), но зато позволило сосредоточить действие на 3-х главных персонажах - молодых байкерах Тецуо и Канеде и полковнике Сикисиме. Крайний готов на все, даже на кровавые преступления, чтоб защитить Нео-Токио от угроз, некие из которых он сам и сделал. Любопытно отметить, что этот персонаж вышел чуть ли не самым сложным, человечным и харизматичным во всем «Акире». Вообщем, это приемлимо для киберпанка - вспомним Роя из «Бегущего» либо агента Смита из «Матрицы».

Для Отомо «Акира»-фильм постоянно был сначала историей о дружбе, которая подвергается страшенному испытанию, когда стремительно возрастающая сверхсила превращает Тецуо в безумца и убийцу. Противоборство антигероя с Канедой тем горше, что оба они сироты, и у их нет никого поближе друг дружку. Но то, что сверхсила сводит Тецуо с мозга и практически на сто процентов подчиняет его, делает вражду героев драматичной и чувственной, но не очень увлекательной. Вменяемые противники (пусть даже социопатичные) могли быть занимательнее. И, не считая того, когда задумываешься о происходящем в кинофильме, осознаешь, что подлинная основная тема «Акиры» - не дружба героев не опасность играющей с огнем науки (обыденный сюжет для Стране восходящего солнца, подвергшейся двум атомным ударам), а энергия, сокрытая в детях и детях не находящая созидательного выхода.

На крайнем стоит тормознуть подробнее, так как рецензии на «Акиру» традиционно этого не замечают. В лучшем случае они проводят очевидную параллель с «Кэрри» Стивена Кинга. Но в книжке американца чертовски прорывается сексапильная энергия, скованная ультраконсервативным воспитанием (понятно, мы говорим о подтексте «Кэрри», а не о перипетиях сюжета). «Акира» же критически намекает на соц устройство японского общества, гарантировавшего юным людям, что карьеру они будут делать не благодаря своим талантам, а по выслуге лет. Хорошее предложение для умеренных и послушных, но реальная пытка для мало-мальски принципиальных ребят. В особенности для тех, у кого не было «мохнатой лапы».

Логично, что в 1982 году, когда началась работа над «Акирой», численность молодежных байкерских группировок достигла пика. Разбиться либо попасть в тюрьму казалось наиболее приятным, чем прилагать уйму усилий для учебы и потом годами и десятилетиями вкалывать на незначимой должности и ожидать, пока вышестоящие сотрудники уйдут на пенсию. Энергия молодежи, которая могла служить обществу, находила криминальные либо в лучшем случае бессмысленные выходы, и вдумчивому человеку было отчего придти в отчаяние и выразить свои чувства в эпопее о неприкаянных ребятах, чья невостребованная внутренняя сила разрушает городка.

Это была только одна из почти всех тем, затронутых в кинофильме, и «Акиру» так и охото сопоставить с густым супом, в каком стоит ложка. Картина настолько насыщена событиями и персонажами, что разобраться с ней с первого просмотра практически нереально. Когда же опосля пары повторов начинаешь осознавать огромную часть происшедшего, замечаешь, что некие значительные сюжетные вопросцы лента оставляет без ответа - обычно, поэтому, что эти ответы есть в комиксе.

Жизнь показала, что это была хорошая затравка для нарождавшегося забугорного аниме-фандома. Так как одни фаны пробовали отыскать ответы при помощи покадрового просмотра, а остальные находили друзей в Стране восходящего солнца и выясняли у их, что сказано в недоступном за пределами страны печатном произведении Отомо. И то и это было куда проще и веселее делать в компаниях, чем порознь, и у свежеиспеченных фанатов «Акиры» возник значимый повод объединяться в клубы.

Можно ли, беря во внимание все вышеупомянутое, именовать «Акиру» шедевром? Можно. Но это не идеальный шедевр. У него много шероховатостей, начиная с уже упомянутого финала в стиле Deus ex machina и заканчивая тем, что Канеда и его любовь Кей в неких сценах нарисованы так, что кажутся близнецами. Тем более «Акира» - эпохальная лента, задавшая для японских мультипликаторов новейшую планку анимационного и сюжетного свойства, «продвинувшая» аниме на Западе и ставшая одним из наилучших представителей собственного жанра. Даже на данный момент, спустя четверть века опосля его премьеры, «Акира» может отдать фору почти всем умопомрачительным хитам. И он почти все дает как фанатам превосходных зрелищ, так и зрителям, любящим поразмыслить над увиденным. Так что ежели вы его еще не лицезрели, вы почти все утратили. В особенности ежели вы цените бескомпромиссное и непредсказуемое кино.