«Теория всего» (The Theory of Everything)
Еще не успел отшуметь по фестивалям кинофильм «Имитационная игра» - байопик о английском гении кибернетики Алане Тюринге, как на замену ему идет еще одна биография, на этот раз - великого английского ученого Стивена Хокинга. Хокинг уже издавна признан как живой классик, и, невзирая на собственный тяжелейший недуг, он по-прежнему активен в собственных научных исследованиях.
«Теория всего» - далековато не 1-ая киноверсия жизни великого ученого. В 2013 году на экраны вышел неповторимый кинофильм «Хокинг» - на самом деле дела синематографическая автобиография, в какой о собственной жизни говорил сам Хокинг.
В 2004 году по телевидению Би-би-си прошел художественный кинофильм «Хокинг», где ученого играл тогда еще совершенно юный Бенедикт Камбербатч, сейчас блеснувший в роли Алана Тюринга. И это не говоря уже о бессчетных документальных и научно-популярных лентах.
«Теория всего» базирована на воспоминаниях первой супруги Хокинга Джейн. Поставил кинофильм оскаровский лауреат («Человек на канате», 2008) английский документалист Джеймс Марш.
«Теория всего» уже получила четыре номинации на «Золотой глобус», а исполнитель главной роли Эдди Редмайн, как ожидается, будет биться за «Оскара» со своим другом и сотрудником по ролям ученых Бенедиктом Камбербатчем.
Английский прокат 2 января, российский прокат 26 февраля.
«Пятьдесят цветов серого» (Fifty Shades of Grey)
Экранизация одноименного эротического бестселлера английской писательницы Э.Л. Джеймс (2011) была неизбежной. И ежели литературная первооснова, невзирая на необыкновенный фуррор, крепко оставалась в сфере масскульта, то кинофильм претендует на нечто большее. Залог тому - имя режиссера. Сэм Тейлор-Джонсон прошла этот же необычный путь, что и прошлогодний оскаровский лауреат Стив Маккуин: от неповторимого авангардного видеоарта к мейнстримному кино. Прорывом для нее стал байопик о юношеских годах Джона Леннона Nowhere Boy (в российском прокате «Стать Джоном Ленноном», 2009). И вот сейчас обреченная на фуррор киноверсия эротического триллера. В основных ролях Джеми Дорнан и Дакота Джонсон.
В английский прокат кинофильм выходит в День Святого Валентина - 13 февраля, в российский - на день ранее, 12 февраля.
Бьорк в Музее современного искусства в Нью-Йорке
Исландская поп-рок дива издавна уже претендует на место в искусстве, далековато выходящее за границы традиционной поп-культуры. И дело здесь не только лишь в экспериментальном нраве ее музыки. Колоритная зрелищность и зрительная изобретательность клипов и концертов делают ее творчество предметом изобразительного искусства, в не наименьшей степени, чем музыкального - во многом благодаря сотрудничеству с таковыми колоритными живописцами как режиссер Мишель Гондри, дизайнер Александр Маккуин, видео-артист Мэтью Барни. Логично, что сегодняшний директор нью-йоркского MOMA Клаус Бизенбах (он в особенности прославился недавним проектом с Мариной Абрамович «В присутствии художника») предложил Бьорк индивидуальную выставку. Посреди остального музей обещает новое «кино-музыкальное представление», приготовленное специально для выставки.
Museum of Modern Art, New York. 7 марта - 7 июня
Александр Маккуин «Дикая красота»
Респектабельный Музей Виктории и Альберта в Лондоне в крайние годы больше и больше тяготеет к броским, рассчитанным на широкий фуррор шоу. Довольно вспомнить такие недавние блокбастеры как «Голливудский костюм», «Итальянская мода», «Дэвид Боуи». И вот сейчас Александр Маккуин. Покончивший с собой в 2010 году в возрасте 40 лет дизайнер и кутюрье - одна из самых ярчайших фигур английской моды. Расцвет его творчества и глобальная слава пришлись на вторую половину 90-х - время Cool Britannia. Он был таковым же эмблемой новейшего «свингующего Лондона» как Blur, Oasis, Трейси Эмин либо Дэмиен Херст. Но, как пишет, предваряя выставку, газета Guardian, работы Маккуина по-прежнему смотрятся свежо и дерзко, в отличие от его сильно поблекших братьев из остальных искусств.
Victoria and Albert Museum, 14 марта - 19 июля
Владимир Юровский и Барбара Ханниген. Глобальная премьера новейшего сочинения Магнуса Линдберга.
Российский дирижер Владимир Юровский крепко укрепился на английской музыкальной сцене. В течение пары лет он занимал пост художественного управляющего Глайндборнского оперного фестиваля, а с 2007 года возглавляет Английский филармонический оркестр. В отличие от остальных посланцев российской классической школы, Юровский не ограничивается обычным репертуаром и смело идет на опыт, даже ежели этот опыт, как это было с английской премьерой оперы Владимира Мартынова Vita Nova, встречает острую критику прессы. 28 января совместно с канадским сопрано Барбарой Ханниген он представит английской публике мировую премьеру новейшего сочинения известного финского композитора Магнуса Линдберга. «Три допроса для сопрано с оркестром» изучат сложные дела личности и страны. В качестве текста Линдберг взял выдержки из допросов жертв Французской революции, подследственных Штази в Восточной Германии и южноамериканского бойца Брэдли (сейчас Челси) Мэннинга.
Royal Festival Hall, 28 января
Курт Вайль «Расцвет и падение городка Махагони» в опере Ковент-Гарден
В Царском оперном театре в Ковент-Гардене - точное распределение функций. На большой, главной сцене идет классическая оперная традиция, пусть часто и в смелых современных сценических интерпретациях.
Место музыкальному тесту и авангарду - на новейшей сцене, построенной опосля капитальной реконструкции театра в 1999 году глубоко в подвале Linbury Studios. Написанная в 1929 опера «Расцвет и падение городка Махагони» находится кое-где меж классикой и авангардом.
С одной стороны, оба ее создателя композитор Курт Вайль и либреттист Бертольд Брехт - уже неоспоримые классики, с иной - из-за необыкновенной музыки, сочетающей экспрессионизм германской додекафонии с джазовой мелодикой (конкретно оттуда позаимствована Alabama Song прославленной группы The Doors), опера эта остается «белой вороной» обычного репертуара.
Потребовался приход в Ковент-гарден известного своим экспериментальным подходом режиссера Джона Фуллджеймса, чтоб она попала на главную сцену.
Royal Opera House, 10 марта - 4 апреля
Диана Вишнева On the Edge
Пустившаяся в крайние годы в свободное плавание прима-балерина Мариинского театра все смелее и решительнее отходит от классического репертуара. Залог таковой свободы - ее безукоризненная репутация одной из наилучших танцовщиц на планетке. Для Вишневой охотно и с наслаждением ставят особые балеты самые калоритные и достойные внимания хореографы. On the Edge («На грани») - уже 3-ий ее сольный проект. Он состоит из 2-ух одноактных балетов: француз Жан-Кристоф Майо вымыслил Switch на киномузыку Дэнни Элфмана для Вишневой, также Бернис Коппьетер и Гаэтана Морлотти, солистов балета Монте-Карло, с которым он работает. 2-ой балет - «Женщина в комнате» - американка Кэролин Карлсон поставила для Вишневой соло. И музыка итальянского минималиста Джованни Солимы, и сама постановка воодушевлены напряженными размышлениями и образностью Андрея Тарковского. Глобальная премьера спектакля «На грани» свершилась еще в ноябре 2013 года в Калифорнии. И вот сейчас Лондон.
Театр Coliseum, 14, 16 и 18 апреля.
Том Стоппард, «Трудная задача»
Драматург Том Стоппард - «национальное достояние» Британии, человек, пьесы которого принято считать камертоном политического и нравственного состояния общества. Практически 10 лет Стоппард молчал (ежели не считать умеренной и, прямо скажем, не чрезвычайно успешной радиопьесы по альбому The Dark Side of the Moon группы Pink Floyd). Стали поговаривать даже о том, что 77-летний Стоппард исписался. Крайняя его пьеса для театра «Рок-н-ролл» - о движении рок-андерграунда в его родной Чехословакии в 60-е годы - вышла в 2006 году. А в Государственном театре, главном театре страны, куда сейчас, в конце концов, возвратился Стоппард, крайним спектаклем по его пьесам стала трилогия «Берег Утопии» (2002), основанная на произведениях российской классики. На 1-ый взор, «Трудная задача», в отличие и от «Рок-н-ролла», и от «Утопии» - вещь камерная, не претендующая на огромный политический, исторический и соц размах прошлых работ. Но это лишь на 1-ый взор. За погруженной в мир лабораторных исследований в научном инситуте историей кроются самые суровые трудности - о отношении человека и компа, о природе сознания, о вере и, в конечном счете, о том, что делает человека человеком.
Государственный театр, Лондон, 21 января - 16 апреля.
Выставка «Космонавты» в Музее Науки
Намеченная на ноябрь прошедшего года превосходная выставка «Космонавты. Рождение космической эры» в английском Музее Науки обязана была стать кульминацией Года культуры России в Англии. Срыв ее открытия - или по чисто техническим причинам, как утверждает Музей, или в связи с повлиявшими практически на все стороны российско-британского взаимодействия политическими катаклизмами - стал эмблемой смазанного и прошедшего практически незаметно Года культуры. Музей, тем более, от собственного проекта не отрешается. В Лондоне с нетерпением ожидают множество совсем неповторимых экспонатов, в том числе и подлинный космический корабль «Восток-6», на котором в космос слетала 1-ая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Выставка обязана сопровождаться показом русских кинофильмов о исследовании космоса. По крайним данным из Музея Науки, открытие ее намечено на май, хотя на веб-сайте Музея официального объявления о дате пока нет.
Танц-театр Пины Бауш
Сходу опосля погибели в 2009 известного германского хореографа Пины Бауш и в отсутствие новейших премьер возглавлявшийся ею «Танцтеатр Вупперталь» взялся пополнять репертуар ее малоизвестными ранешними постановками. На английские гастроли 2015 года театр привозит два спектакля, до этого времени никогда в Британии не показывавшиеся. «На горе был слышен крик» (1984) по собственной хореографической структуре припоминает ее легендарную версию «Весны Священной» Стравинского, хотя музыка тут еще наиболее эклектичная (Билли Холидей, Эдит Пиаф и Генри Перселл). А в спектакле «Предчувствие» (Ahnen) танцоры отыскивают любовь и смысл жизни на сцене, заполненной циклопическими кактусами.
Театр Sadler"s Wells, Лондон. 15-18 и 23-26 апреля.
Гарри Парч и MusikFabrik
Германский ансамбль MusikFabrik возродил музыку неповторимого южноамериканского композитора-визионера Гарри Парча (1901-1974). Сделать это очень непросто. Парч сам изобретал и строил свои инструменты, настраивая их в специфичных для его произведений звукорядах, состоящих из 11, 13, 31 либо 43 тонов в октаве. Инструменты Парча, наименования которым придумывал он сам - хромелодеон, приспособленная гитара, гармонический канон, огромная кифара, героическая маримба - фактически безвылазно хранятся в его музее в Калифорнии, что делает выполнение его музыки практически неосуществимым. Германские музыканты воссоздали неповторимый набор инструментов Парча и подготовили к выполнению его потрясающую оперу And on the Seventh Day Petals Fell in Petaluma.
21 февраля - Muffathalle, Мюнхен; 6 марта - Republic, Зальцбург; 21 марта - Alte Oper, Франкфурт.
Пи Джей Харви запишет альбом в стеклянном ящике
Английская звезда рок-музыки Пи Джей Харви запишет собственный новейший альбом в большом стеклянном ящике, установленном на местности известного английского дворца Somerset House. Проект именуется Recording in Progress и смысл его состоит в том, чтоб отдать возможность фанатам певицы воочию понаблюдать за действием сотворения альбома. «Recording in Progress - это как выставка в галерее», - говорит Пи Джей Харви. Желающих следить за действием записи оказалось очень много - все билеты уже распроданы. Стенки ящика прозрачны только с одной стороны, с тем чтоб масса зрителей не отвлекала музыкантов и продюсеров от работы. Затею можно разглядывать всего только как маркетинговую акцию, но Пи Джей Харви имеет крепкую репутацию сурового художника. Ее предшествующая работа Let England Shake была посвящена войнам и конфликтам по всему миру и была удостоена престижной Mercury Prize как наилучший альбом 2011 года.
Somerset House, Лондон, начиная с 16 января.
Александр Кан, обозреватель по вопросцам культуры<br> Российской службы Би-би-си