Меж тем как «Отель «Гранд Будапешт»» Уэса Андерсона обошелся в большей степени оформительскими, ежели так можно выразиться, «Оскарами» - за костюмчики, грим, работу художника и музыку, «Бердмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту прогнозируемо одолел вчистую и оказался наилучшим фильмом не только лишь по очкам. Он собрал все самые значительные заслуги, включая призы за режиссуру, сценарий и операторскую работу (крайний, пожалуй, более неоспоримый). Здесь незначительно обиженным мог ощутить себя разве что исполнитель главной роли Майкл Китон, которому предпочли Эдди Редмейна, сыгравшего Стивена Хокинга в мелодраматическом байопике «Вселенная Стивена Хокинга» (The Theory of Everything), и это вправду печально, так как у 33-летнего англичанина вся актерская жизнь впереди, а когда у бывшего Бэтмена еще будет так выигрышная роль, непонятно.
Майкл Китон, вообщем, героически светился радостью, и ежели кто-то в этом году и дозволил для себя показать легкую тень огорчения на лице, то, наверняка, режиссер Ричард Линклейтер, создатель 1-го из восьми кинофильмов, включенных в основную номинацию, - «Отрочество» (Boyhood). Получив в январе «Золотой глобус», Ричард Линклейтер имел основания надеяться, что и киноакадемия отметит его ежели не в главной, то в какой-либо престижной категории вроде режиссуры и проявит уважение к самой грандиозности поставленной задачки, ежели не к ее результату - жизнеописанию среднего южноамериканского ребенка, о котором режиссер в протяжении 12 лет снимал каждый год по фрагменту. Но киноакадемия размах опыта не оценила и одарила только Патрицию Аркетт за топовую роль второго плана - актриса, нужно огласить, произнесла самую полезную и осмысленную речь из всех выступавших на церемонии и высказалась за равноправие дам в сфере оплаты изнурительного актерского труда. Речь лауреатки, констатировавшей прискорбное неравенство полов в голливудской системе начисления гонораров, была с особенным воодушевлением встречена таковыми низкооплачиваемыми труженицами шоу-бизнеса, как Мерил Стрип и Дженнифер Лопес, которые в волнении аж повскакивали со собственных мест. Зрителям же, чьи трудовые книги лежат не на голливудских студиях, подпрыгивать от нежданности на «Оскаре"-2014 практически не довелось. Опосля каждой оскаровской церемонии остается чувство, что большей гладкости и автоматизма (а означает, предсказуемости и скукотищи) постановщики этого обряда достичь уже не могут, и тем более каждый раз они берут в этом смысле новейшую высоту. Так, новейший ведущий Нил Патрик Харрис побил все рекорды безликости по сопоставлению с прошлыми конферансье и еще более приблизился к эталону, ежели считать безупречным полностью незапоминающегося ведущего, который не завлекает внимания к собственной персоне, не очень назойливо комикует не делает никаких селфи с селебрити, как, к примеру, его сотрудник Эллен Дедженерес.
Хотя «Левиафан» Андрея Звягинцева остался без «Оскара», проиграв польской «Иде», тем более легкий русофильский налет лежал на всей церемонии. Несколько раз торжественную атмосферу оживил развязный балалаечный мотивчик «Светит месяц, светит ясный», который композитор Александр Деспла остроумно употреблял в «Отеле «Гранд Будапешт»», за что и был награжден; позже в одном из музыкальных номеров Леди Гага исполняла композицию из мюзикла «Звуки музыки» (The Sound of Music) посреди толстых декоративных березок, а в номинации «Лучший документальный фильм» одолела картина «Гражданин четыре» (Citizenfour), где режиссер Лора Пойтрас собрала записи собственных встреч с сисадмином-правозащитником Эдвардом Сноуденом, нашедшим пристанище в России. Так что в целом российское роль в 87-й церемонии «Оскара» можно считать хоть не блестящим, но полностью удовлетворительным: оно выразилось не в статуэтках неизвестного лысого гражданина, покрытого самоварным золотом, а в некоем практически незримом и нематериальном, но оттого более ощутимом идеологическом и культурном присутствии.
Комментирует ЛИДИЯ МАСЛОВА