Неспортивная драма

«Орнитолог, филателист, филантроп», - с трудом повторяет туговатый разумом боец Марк Шульц (Ченнинг Татум) прямо за своим благодетелем Джоном Дюпоном (Стив Карелл). Они летят на конференцию, где золотой медалист Олимпиады-84 должен произнести речь в честь владельца - представителя одной из богатейших семей Америки, создателя наикрупнейшей личной спортивной команды бойцов Foxcatcher. Такие профили, как у Джона Дюпона, нужно чеканить на монетах. Это даже не нос, это клюв. «Перестань именовать меня мистером Дюпоном, - говорит бойцу орнитолог, филателист, филантроп уже в своей гостиной. - Можешь именовать меня просто Орел. Либо Золотой Орел».

А почему этот великий человек таковой небольшой, точнее, несчастный?

Болел.

В детстве его единственным другом был отпрыск шофера, работавшего на семью Дюпон. Позднее Джон вызнал, что мама платила за эту дружбу. Сейчас Золотой Орел, орнитолог, в состоянии заплатить за дружбу сам. И заплатить щедро, как настоящий филантроп.

Он желает дружить с Марком Шульцем, так как любит Америку и свободную борьбу. И хочет не попросту украсить знаменитый домашний шкаф борцовскими трофеями, но высоко поднять знамя государственного спорта (кинофильм припоминает, как не достаточно в 1980-х хлопотало о олимпийцах правительство США). А пока в шкафу красуются совершенно не олимпийские кубки - семья Дюпон постоянно предпочитала конный спорт, забаву аристократов, и пожилая царственная миссис Дюпон (Ванесса Редгрейв) с презрением глядит на плебейское увлечение отпрыска.

Он должен доказать ей, что чего-то стоит. Что быть может фаворитом, учителем, папой: юный Марк Шульц избран на роль не только лишь друга, да и символического отпрыска. Непростой психический комплекс Джона Дюпона включает, разумеется, и латентную гомосексуальность, которая сублимируется в борцовских объятиях и отрицается в попытке примерить на себя роль «отца».

Неувязка Дюпона в том, что Марк не так одинок. У него есть старший брат - тоже боец и золотой медалист Олимпиады-84 Дэйв Шульц (Марк Руффало), который постоянно был для младшего наставником и примером. Дюпон заманивает в свою команду и его, так как лишь Шульц-старший способен тренировать чемпионов. Но страшенно ревнует. Рядом с талантом и людской щедростью Дэйва ничтожество Дюпона не попросту наглядно, но карикатурно, и комик Стив Карелл, практически неузнаваемый с не малым накладным носом, чрезвычайно тонко отыгрывает этот катастрофический гротеск.

«Охотник на лис» - 2-ая спортивная драма режиссера Беннета Миллера, «основанная на настоящих событиях» и совершенно не схожая на типовые эталоны этого жанра. Предшествующей был Moneyball с Брэдом Питтом и Джоной Хиллом (в нашем прокате «Человек, который изменил всё»), картина о бейсболе, которую можно было глядеть, даже не имея понятия о правилах данной нам игры. «Охотник на лис» отходит от спортивного жанра еще далее, да и от «реальных событий», кажется, тоже. Хотя реконструирует предысторию катастрофы, которая потрясла Америку в 1996 г. и была тщательно описана в криминальной хронике.

Беннет Миллер режиссирует финишный аффект сдержанно, практически отстраненно. Как и немногочисленные борцовские поединки, в каких Ченнинг Татум и Марк Руффало, прошедшие интенсивную спортивную подготовку, работают практически как проф атлеты. Ритм «Охотника на лис» так же выверен, как неспешен, по-осеннему меланхоличен. Оператор Грег Фрейзер снимает ухоженные безлюдные пейзажи и помпезные интерьеры родового имения Дюпонов как ровненький фон для истории одиночества и патологии, которую играет Стив Карелл.

В сценах соревнований мы лицезреем лицо Дюпона издали, за мельтешением борьбы на первом плане. А вот он уходит по коридору, и камера, перед которой захлопнули остекленную дверь, снимает сутулую спину в спортивном костюмчике. Но печаль в этом кадре возникает не столько из обычного и понятного знака отверженности, сколько из чувства дистанции, которой уже не уменьшить ни героям, ни зрителям. Вроде бы детально ни разъясняли нам мотивы Дюпона, он остается непонятным, точнее, недостижимым в собственной отделенности от мира, преодолеть которую и пробует в финале через акт насилия. Так как никакой иной метод коммуникации ему больше недоступен. Язык средств оказался несостоятельным, и орнитолог, филателист, филантроп взялся за пистолет.