Аплодисменты дали в записи

В Парижской опере проявили програмку одноактных балетов современных хореографов: «Repliques» Никола Поля, «Salut» Пьера Ригаля и «AndreAuria» Эдуара Лока. В крайний момент к ним добавилась еще одна премьера - дуэт «Together alone» Бенжамена Мильпье. На премьере побывала МАРИЯ СИДЕЛЬНИКОВА.

Премьера балет

Никола Поль - умеренный артист Парижской оперы, застрявший на середине карьерной лестницы в статусе «сюжета». С 2002 года он не продвинулся ни на шаг на танцевальном поприще, зато заявил о для себя на балетмейстерском: 6 годов назад экс-руководительница труппы Брижит Лефевр доверила ему постановку спектакля. Отправной точкой для «Repliques» стали зеркала, с которыми неразрывно связана жизнь балетного артиста. Вокруг мотива двойственности, игры с отражением, его принятием и отторжением и выстраивает хореограф собственный бессюжетный балет. Спектакль не лишен вкуса (декорации конструктора Поля Андре), музыкален (коллаж из произведений Дьердя Лигети), у него легкий, понятный парижской труппе почерк и жесткая внутренняя структура. Но общее воспоминание от «Repliques» приблизительно такое же, как от созерцания плавающих декоративных рыбок: прекрасно, но скучновато.

Вообщем, лучше уж балетный аквариум интеллигента Поля, чем физическая культура юного атлета, математика и клипмейкера Пьера Ригаля. Танцами (при этом африканскими) он увлекся поздно, будучи уже студентом. Зато так сильно, что бросил все прежние занятия и подался в хореографы. Набил руки и ноги на стажировках в регионах, благо во Франции в каждом большом городке есть собственный центр современной хореографии, где за экономные средства может годами самовыражаться хоть спортсмен, хоть повар. Основное - новизна опыта и сила убеждения. Этими умениями Ригаль овладел в совершенстве, что и позволило ему стать завсегдатаем интернациональных танцевальных фестивалей. Со своими мастер-классами он доехал даже до Вагановской академии.

Его дебютный спектакль для Парижской оперы «Salut» начинается с финала. Под шквал записанных на пленку аплодисментов артисты устремляются на авансцену, чтоб машинально-деловито откланяться. Поклон - одно из значений французского «salut», а не считая того, это приветствие, избавление и спасение в высшем, религиозном смысле. На данной нам семантической многозначности и собирался выстроить собственный спектакль Ригаль. Неувязка в том, что его словарный запас существенно превосходит хореографический. Больно глядеть на артистов наилучшей балетной труппы Франции, принужденных группироваться в топорных кувырках, бессмысленно жестикулировать, вскакивать на пальцы без пуантов - как в грузинском танце - и исполнять остальные бессвязные нелепости.

В недоумении оставила и премьера Бенжамена Мильпье «Together alone». Десятиминутный дуэт на музыку Филипа Гласса новейший худрук спешно поставил специально для звездной пары - Орели Дюпон и Эрве Моро. Срочность он объяснил тем, что в мае балерина уходит на пенсию и в этом сезоне у нее совершенно не достаточно спектаклей. Но кроме еще одного выхода на сцену этот пресный дуэт ровненьким счетом ничего не добавляет к образцовой карьере Орели Дюпон. К тому же из-за травмы Эрве Моро в последнюю минутку премьеру дали плясать юному солисту Марку Моро. С незатейливой хореографией Мильпье и поддержками он совладал, а вот чувственно на сцене находились два сторонних, вроде бы незнакомых человека - что, вообщем, полностью оправдывало мелодраматичное заглавие балета.

Спасением вечера стала «AndreAuria» Эдуара Лока. Премьера этого балета свершилась в Парижской опере еще в 2002 году. Как и в предшествующей работе Лока «Amelia», заглавие отсылает к трансвеститу - давнему знакомцу хореографа. Но истории - крайнее, что может заинтриговать в спектаклях канадца. Артисты у него работают на пределе физических и чувственных способностей, в чокнутом темпе, который принуждает тело отзываться движением на каждый звук (музыка Дэвида Лэнга), и в каждую секунду удар клавиши может кинуть человека в непредсказуемом направлении.

С неописуемой техникой Лока парижане управляются отлично. Нужно созидать, с какой концентрацией Матиас Эйман, Джошуа Хоффальт и Жермен Луве в полумраке заклинают эту хореографическую скороговорку, либо как плотоядная Алис Ренаван бескомпромиссно расправляется со своим партнером Стефаном Бюльоном. И пусть «AndreAuria» грешит длиннотами, по нынешним временам в Парижской опере это даже плюс: есть возможность сполна насладиться балетным мастерством французов.