'Охотник на лис': ущемленная чистопородная психика

В оскаровской номинационной суете посреди множества достойных и громких картин, справедливо выдвинутых на главные призы, несколько затерялся не получил, непременно, заслуженного внимания кинофильм «Охотник на лис».

Как это часто бывает, дословно-буквальный перевод необычного британского наименования Foxcatcher ничего не разъясняет. В кинофильме нет ни охоты, ни лис, а Foxcatcher - всего только заглавие фермы-конезавода в южноамериканском штате Пенсильвания. Тут, с момента ее основания посреди 20-х годов, семья владеющей фермой американских миллионеров Дюпонов вырастила 10-ки самых именитых чистопородных скакунов, часто завоевывавших 1-ые призы на основных американских скачках.

Но кинофильм не о лошадях, не о скачках. Хотя лошадки в нем есть. Кинофильм о другом спорте - борьбе.

Киноленты о спорте не без усилий преодолевают предубеждение несколько снобистски настроенного к физическим упражнениям киномира. Хотя препядствия, страсти, а то и катастрофы там никак не наименьшего накала, чем в излюбленных кинематографистами и зрителями войнах, вестернах либо детективах. Ну и художественный итог может оказаться полностью убедительным - довольно вспомнить относительно недавние «Рестлер» с Микки Рурком и «Боец» с Кристианом Бейлом и Марком Уолбергом.

Два бойца

В базе «Охотника на лис» - реально случившаяся история. Братья Марк и Дэвид Шульц, олимпийские фавориты по свободной борьбе, в преддверии Олимпиады 1988 года в Сеуле получают предложение от Джона Дюпона, обладателя одной из больших в мире хим компаний DuPont, наследника известной семьи американских промышленников. Дюпоны бежали в Америку от Великой Французской революции еще в конце XVIII века. Их южноамериканская компания была базирована в 1802 году, еще практически на заре независимости США, что автоматом причисляет их к элите американской денежной и промышленной аристократии. Отсюда и лошадки - таковой же чистопородный и аристократический вид спорта, как и сама семья.

Джон Дюпон, но, к аристократическим лошадям оказался максимально равнодушен, чем вызвал явное неудовольствие собственной надменной мамы (в кинофильме ее играет царственно-величественная Ванесса Редгрейв). Неудовольствие переросло в откровенное презрение, когда отпрыск увлекся плебейской, по мнению мамы, борьбой.

Предложение, с которым Дюпон обратился к Мраку и Дэйву Шульцам, состояло в последующем: он предоставляет им очень удобные условия и полную финансовую поддержку для подготовки и их самих, и остальных американских бойцов к Олимпийским играм 1988 года в Сеуле. Подготовку можно вести в специально построенном на ферме Дюпона тренировочном комплексе Foxcatcher. Такое же заглавие получает отныне и южноамериканская государственная команда бойцов, а тщеславный Джон Дюпон - он обожал, чтоб спортсмены-борцы называли его «Орел» - считается не только лишь ее спонсором, да и ментором, наставником, тренером.

Братья соглашаются - одинокий, замкнутый и социально инфантильный Марк (Чэннинг Тейтум) сразу, а куда наиболее опытнейший, живущий с прелестной супругой (Сиенна Миллер) и 2-мя детками и выполняющий опосля утраты родителей для Марка роль не только лишь старшего брата, да и тренера и даже отца с мамой Дэйв (Марк Руффало) - только опосля неких колебаний и усиленных уговоров Дюпона. С этого момента жизнь братьев под крылом сумасбродного миллиардера преобразуется в самую реальную психодраму с катастрофическим концом.

Сумасброд-миллиардер

Фигура Джона Дюпона - как настоящая, так и синематографическая - представляет собой большой энтузиазм. Наследник одной из богатейших семей Америки, он всю жизнь жил в ощущении дарованной денежным всемогуществом полной свободы. Свободы осуществлять любые свои мечты, потакать хоть каким своим капризам.

Свобода эта транслировалась, вообщем, не в разгул и разврат, а во полностью достойные увлечения. «Орнитолог, спец по раковинам и моллюскам, филателист и филантропист» - так он представляется сначала кинофильма. Доктор зоологии, он открыл несколько 10-ов видов новейших птиц и был создателем одной из основополагающих книжек по современной орнитологии. В юности он занимался олимпийским пятиборьем, но потом увлекся борьбой. Увлекся до таковой степени, что мыслил себя не по другому, как мессия, призванный спасти южноамериканскую борьбу и бойцов, вывести национальную команду на самый высочайший мировой уровень.

«Он во всем желал быть первым. Он жаждал уважения и почитания. Он желал, чтоб на него смотрели с таковым же восхищением как на Дейва Шульца. Но равномерно он осознавал, что с Дейвом, его авторитетом и мастерством, тягаться ему не под силу. Он желал стать для бойцов своим, но в то же время настаивал, чтоб к нему относились как к самому главному», - говорит о собственном герое исполнитель главной роли актер Стив Кэррел.

Марк Шульц попадает под необоримое и чем далее, тем паче разрушительное действие Дюпона. Дейв, не отказываясь от помощи Дюпона, пробует все таки этому действию противостоять, уберечь брата от алкоголя и наркотиков, сохранить его талант бойца.

Дюпон, будучи человеком на психическом уровне неустойчивым, принимает борьбу за влияние на Марка как личный вызов со стороны Дейва. В январе 1996 года, в момент умопомрачения, он убивает старшего брата.

Ссылки Дюпона и его адвокатов на психическое расстройство обвиняемого трибунал отторг. Дюпон был приговорен к 30 годам тюремного заключения, и уже из заключительного титра кинофильма мы узнаем, что он скончался в тюрьме в декабре 2010 года.

Радикальное преображение

Достаточно долго я всматривался в вид экранного Джона Дюпона, пытаясь поймать сходство с заявленным в титрах исполнителем главной роли Стивом Кэррелом. И дело не только лишь в преобразившем его до неузнаваемости большущем носе-протезе. Болезненно бледноватого цвета кожа, вид карлика-лилипута, суетливые повадки, манера говорить через нос - все это не имело ничего общего с известным мастером комедий, комедий фарсовых, гротескных. Его самые известные роли - «Сорокалетний девственник», «Брюс Всемогущий», непутевый менеджер в комедийном сериале «Офис». Он озвучивал Грю в популярном мульте «Гадкий я» и, по оценке журнальчика Life, был признан самым смешным, самым смешным человеком Америки.

Кэррел признавался в интервью, что предложение сыграть эту роль стало и для него самого совсем неожиданным. Для такового решения пригодилось большое провидчество со стороны режиссера Беннета Миллера.

«Все знавшие Дюпона просто недопонимали, недооценивали, что творится по сути у него в душе, - ведает о собственном выборе Миллер. - Так же и со Стивом Кэррелом. Когда мы лишь начали дискуссировать роль, Стив признался, что до этого времени ему доводилось играться только людей мягеньких, слащавых, чуток ли не размазней. А Дюпон - хоть сначала он и может таковым показаться - человек никак не мягенький. Снутри у него острота, и острота опасная».

Режиссер и призы

«Охотник на лис» - всего только 3-ий кинофильм 48-летнего Беннета Миллера. Всеобщее признание ему захватил дебют в художественном кино - картина «Капоте», за главную роль писателя Трумана Капоте в каком не так давно скончавшийся великий актер Филип Сеймур Хофман получил собственного единственного Оскара. Миллер еще пока не вошел в плеяду самых узнаваемых и самых знатных режиссеров, но признание, судя по всему, не за горами. На прошлогоднем фестивале в Канне он получил «Золотую пальмовую ветвь» за топовую режиссуру, и хотя «Охотник на лис» на Оскара как наилучший кинофильм даже не номинирован, у Миллера есть номинация как у лучшего режиссера. Члены Академии не смогли не отметить его неописуемо узкую психическую проработку сложного конфликта меж героями.

Всего у «Охотника на лис» в этом году 5 номинаций. Больше всего победы заслуживает, естественно, Стив Кэррел. Но, даже ежели это не произойдет, роль Джона Дюпона уже открыла перед еще не так давно казавшимся хорошим, но чрезвычайно уж конкретным актером новейшие, совсем неведомые до этого горизонты.

Скандальный постскриптум

Марк Шульц достаточно охотно сотрудничал с творческой группой кинофильма «Охотник на лис» и даже считается в титрах картины как ее консультант. Но уже опосля выхода кинофильма на экран он выступил со последующим заявлением:

«Персонажи кинофильма и воспроизведенные на экране дела меж ними по большей части вымышлены и в каком-то смысле даже оскорбительны. У зрителя может сложиться чувство, что меж Джоном Дюпоном и мной были сексапильные дела. Это мерзкая и оскорбительная ложь».

«Я просил Беннета Миллера вырезать эту сцену, - продолжает Марк Шульц, - но он в ответ произнес, что она нужна, чтоб показать, как Дюпон вторгался в мою личную жизнь и личное место. Открыто сексапильной сцена эта ни при каких обстоятельствах не была, потому я согласился с тем, чтоб она осталась в кинофильме. Сейчас же, прочтя несколько рецензий, в каких она расценивается как однозначно сексапильная, я сообразил, что кинофильм таковым образом наносит вред моей репутации, и считаю необходимым выступить с таковым заявлением».

Как понятно, ничто так не содействует успеху, как неплохой скандал - в особенности сексапильный.

Александр Кан, обозреватель Российской службы Би-би-си по вопросцам культуры